Шаровые краны и задвижки — это разновидности запорной арматуры, которые используют для управления движением жидкости или газа по трубопроводу. С их помощью можно включать и выключать поток в зависимости от режима эксплуатации инженерной сети.
Несмотря на одинаковую функциональность, конструктивно эти изделия отличаются друг от друга. В этой статье разберемся, чем отличается задвижка от крана и в каких случаях применяют тот или иной вариант.
Принцип работы арматуры
Шаровой кран получил свое название за сферический запорный элемент, который перекрывает поток. В корпусе установлен вращающийся шар с отверстием, через которое в открытом положении протекает вода или газ. К нему присоединен шток с рукояткой, которой можно вращать сферу. Перекрытие происходит, когда проходное отверстие в шаре располагается поперек потока.
Для включения и выключения необходимо повернуть ручку на 90°, то есть совершить четверть оборота. Благодаря этой особенности можно быстро перекрыть трубу и избежать утечек. Например, в аварийной ситуации.
У задвижек для закрывания проходного отверстия в корпусе используется запорный элемент в виде клина или диска. Он прикреплен к штоку и смещается вниз или вверх при его вращении. Эту арматуру называют многооборотной, так как для закрывания приходится долго крутить вентиль.
Плюсы и минусы двух видов арматуры
Понять, что лучше — задвижка или шаровой кран, поможет разбор преимуществ и недостатков этих устройств. Остановимся на них подробнее.
- Способ отключения потока.
В шаровом кране за счет движения в четверть оборота можно быстро включить подачу жидкости или газа, либо отключить их. Такие конструкции устанавливают на трубопроводах, где важна скорость срабатывания. Например, в системах ликвидации возгорания.
Задвижка закрывается медленнее. Нужно сделать несколько оборотов рукоятки, что занимает время даже при использовании электроприводов или пневмоприводов для запорной арматуры.
- Гидроудар.
Из-за быстрого открывания шарового крана в трубе стремительно возрастает внутреннее давление. Возникает ударное воздействие, которое может разгерметизировать соединения, вывести из строя клапаны, насосы и другие устройства.
В задвижке давление нарастает медленнее, что снижает риск поломки. По этой причине для систем с высоким давлением транспортируемой среды чаще используют этот вид запорной арматуры. Для инженерных сетей низкого давления подходят оба варианта.
- Распознавание положения.
У шарового крана рукоятку на штоке располагают так, чтобы по ней можно было понять положение отверстия в сферическом элементе. Если ручка находится вдоль оси трубы, кран открыт. В противном случае — закрыт.
В случае с задвижкой понять, в каком месте находится затвор, визуально невозможно.
- Затраты на прокладку трубопроводов.
Кран с шаровым элементом из-за сложной конструкции и особенностей уплотнителей дороже задвижки с аналогичными характеристиками. Но несмотря на большую цену, увеличение сметы оправдано большей долговечностью и надежностью. Он практически не требует обслуживания в процессе эксплуатации, поэтому предпочтение обычно отдают именно ему.
- Эргономичность.
Если сравнивать изделия с одинаковым проходным диаметром, внешние габариты шарового крана будут меньшими. Они компактные и легкие, оборудованы небольшим штоком и маленькой рукояткой. Их удобно монтировать в ограниченном пространстве.
Отличие задвижки от крана в том, что требуется оставлять место для выдвижения штока при открытии задвижки. Следовательно, внешние габариты этой конструкции будут большими. Их обычно устанавливают при прокладке трубопроводов открытым способом или в лотках.
- Диаметр труб.
Шаровые краны чаще применяют для систем с внутренним диаметром до 2 дюймов. На больших трубопроводах они используются реже из-за сложностей с управлением (требуется редуктор) и большой материалоемкостью. Задвижки применяют на магистральных инженерных системах большого диаметра.
- Герметичность
Запорный элемент в виде шара с отверстием полностью перекрывает поток. Во избежание утечек в корпусе дополнительно устанавливают уплотнители из фторопласта или других материалов. Причем герметичность сохраняется долгое время, даже если использовать кран очень редко.
В задвижках с большей вероятностью возникают утечки. Запорный элемент постепенно изнашивается и хуже прилегает к уплотнителю седла. Если в инженерной сети нужно надежно и надолго перекрывать поток, лучше устанавливать шаровый кран.
Сфера применения
Оба вида запорной арматуры используют в бытовых инженерных сетях, на производстве и в других целях. Ранее более распространенным вариантом были задвижки, которые и сейчас часто встречаются на трубах большого диаметра. Шаровые краны стали использовать позднее. Их чаще устанавливают для того, чтобы много раз включать и выключать поток.
Если транспортируемая среда имеет высокую вязкость, загрязнена шламами или другими нерастворимыми компонентами, больше подходят задвижки. Их легче обслуживать и очищать от грязи. Шаровые краны могут выйти из строя из-за абразивных частиц, которые попадают в промежуток между корпусом и сферой.
Кроме того, шаровые краны не применяют на предприятиях по добыче и переработке нефти или газа, на электростанциях и в других сферах, где среда нагревается до высокой температуры и находится под большим давлением. Для этих систем больше подходят задвижки.
Итоги
Однозначного ответа на вопрос, что больше подходит для управления потоком — шаровой кран или задвижка, нет. Трубопроводную арматуру выбирают инженеры при проектировании сетей на основе данных о составе среды, давлении, назначении системы и других факторов.
В интернет-магазине kran-klapan.ru представлены шаровые краны с пневмоприводом и шаровые краныс электроприводом всех размеров. Для консультации по заказу — свяжитесь с менеджером отдела продаж. При необходимости, организуем доставку по всей России