Электропривод состоит из электрической силовой части (электродвигателя), механической части - системы преобразования направления вращения и крутящего момента (редуктора), электронного блока, а также набора выключателей и датчиков. Последние контролируют положение запорной арматуры и подают сигнал на включение-выключение двигателя, в зависимости от заданных параметров.
В конструкцию исполнительного механизма электропривода входят:
- Электрический двигатель с питанием 24В, 220В или 380В. Иногда можно встретить приводы на 110В, либо на другие менее популярные вольтажи;
- Червячный, планетарный или цилиндрический редуктор для уменьшения прилагаемых усилий и увеличения крутящего момента, создаваемого электродвигателем;
- Фланцевое соединение для крепления привода к корпусу арматуры и муфта, соединяющая валы.
Редуктор используется для изменения частоты вращения, передаваемого затвору, с одновременным изменением крутящего момента и преобразованием направления вращения. Скорость вращения вала двигателя значительно превышает значения, необходимые для перемещения клапана. При этом давление в трубопроводе иногда требует значительных усилий для закрытия затвора или удержания его в требуемом положении.
По принципу передачи управляющего усилия на запорную арматуру различают:
- Приводы линейного движения, обеспечивающие перекрытие сечения трубопровода штоковым способом - такие используются в запорно-регулирующих клапанах;
- Приводы вращения, сообщающие штоку кручение вокруг собственной оси - используются на шаровых кранах, дисковых затворах, задвижках (клиновых, шиберных).
Среди вращательных приводов выделяют:
- неполноповоротные (однооборотные) приводы используются в системах, где достаточно обеспечить поворот клапана на 90 градусов (шаровые краны и дисковые затворы).
- многооборотные применяются на разного рода задвижках, где требуется высокая точность и плавность перекрытия сечения трубы.