Седельный клапан - это устройство, которое устанавливается в трубопровод для управления потоком жидкости или газа. Открытие-закрытие происходит благодаря поступательному движению запорного органа от седла и к седлу
В зависимости от количества сёдел, клапаны бывают односедельные и двухседельные:
Односедельные могут быть как отсечными (надежно запирает трубопровод), так и запорно-регулирующими.
Двухседельные могут быть только запорно-регулирующими (регулирует количество рабочей среды проходящей через трубопровод, используются в непрерывных технологических процессах). Ими легче управлять чем запорными и они способны работать при более высоких давлениях и больших расходах рабочей среды.
Сегодня разберем устройство пневматического седельного (углового) клапана.
Пневматический седельный клапан состоит из:
- шток индикатора;
- пневмопривод;
- пневмопорт;
- шток;
- шевронные уплотнения штока;
- крышка индикатора;
- пружина привода;
- поршень привода;
- уплотнения поршня;
- пружина для уплотнения;
- монтажная втулка;
- уплотнения корпуса;
- пробка;
- корпус клапана.
Открытие-закрытие происходит при подаче/отключении управляющего давления на пневмопривод. Наиболее распространенный тип таких клапанов - одностороннего действия: воздух (или нейтральный газ) подаётся в одну полость привода. В порт питания противоположной полости крепится глушитель для выхлопа воздуха.
Нормально закрытый. Если нет управляющего воздействия, клапан закрыт. При падении управляющего давления или электричества, данный седельный клапан перекрывает трубопровод. То есть, когда воздух подаётся в привод, то клапан открывается, как только подача воздуха прекращается - клапан закрывается, благодаря возвратной пружине.
Нормально открытый. При отсутствии управляющего воздействия клапан открыт. Когда воздух подаётся в привод, то клапан закрывается, как только подача воздуха прекращается - клапан открывается, благодаря возвратной пружине.
Так же существуют (но встречаются реже) такие клапаны с пневмоприводом двустороннего действия, там для открытия и закрытия требуются отдельные управляющие сигналы и поочерёдная подача давления в обе полости привода.
По материалу изготовления обычно встречаются следующие пневмоклапаны:
Нержавеющие изготавливают из нержавеющей стали AISI304 или AISI316L. У обоих материалов высокая коррозионностойкая стойкость, используют при высоких температурах, работах с агрессивными средами. AISI316L используют с средами, где требуется максимальная химическая инертность (молочная промышленность, фармацевтика).
Латунные раньше можно было купить под брендом Burkert, ASCO. В принципе и сейчас на рынке есть латунные пневмоклапаны, но их гораздо меньше, по сравнению с клапанами из нержавейки.