Задвижка — это разновидность трубопроводной арматуры, которую используют для перекрывания потока воды, других жидкостей и газов в трубах. Они отличаются простотой и надежностью конструкции, широко распространены в ЖКХ, сельском хозяйстве, на производственных предприятиях. Могут работать в системах с высоким давлением и температурой.
В этой статье разберем подробнее устройство и принцип работы задвижки.
Конструктивные особенности
Конструкция задвижки максимально проста, что упрощает ее эксплуатацию и снижает стоимость производства. Она состоит из корпуса, верхняя часть которого закрыта крышкой. Через отверстие внутри проходит транспортируемая среда. Для ее перекрытия используют затвор (может быть в виде диска или клина), который движется вверх или вниз с помощью резьбового штока.
При вращении маховика по часовой стрелке затвор опускается до седла, полностью перекрывая отверстие в корпусе. Если крутить в обратном направлении он поднимается в специально отведенное гнездо, не мешая протекать воде или газу. Во избежание утечек в верхней части штока применяют уплотнители из эластичных материалов.
Для подключения арматуры к трубам используют резьбовые муфты, фланцы или сварное соединение в зависимости от типа устройства.
Вручную управлять работой задвижки можно с помощью маховика. Однако для автоматизации применяют электрические, пневматические или гидравлические приводы. Чтобы уменьшить усилие, необходимое для вращения штока, применяют редукторы.
Обратите внимание, что принцип работы задвижки на трубопроводе не предполагает регулировки потока. Механизм может или полностью закрыть, или полностью открыть проходное отверстие. Если оставить затвор посередине, арматура может деформироваться и заклинить.
Разновидности задвижек
Несмотря на то, как выглядит задвижка — устройство и принцип действия этого механизма одинаков. Затвор движется перпендикулярно потоку и отсекает его в закрытом состоянии. Но эти изделия делятся на несколько видов, о которых мы поговорим подробнее.
Клиновые
В качестве запорной детали используется металлический клин, который в закрытом состоянии упирается в седло корпуса. Это обеспечивает абсолютно герметичное перекрытие потока.
Производители предлагают арматуру с несколькими видами клиньев:
- Жесткий — изготовлен из прочной стали и имеет треугольную форму с сужением к нижней части. Запорную деталь точно подгоняют к седлу, чтобы избежать подтеканий. Эти модели используют для трубопроводов, по которым протекает жидкость или газ под высоким давлением. Запор выдерживает такое воздействие, но уплотнители быстро выходят из строя и герметичность нарушается.
- Двухдисковый — клин состоит из двух плоских пластин, закрепленных под углом друг к другу. Форма этого элемента полностью совпадает с формой седла в нижней части. Преимущество в том, что за счет двух дисков затвор плотно прилегает к нижней части корпуса, так как его части выравниваются при опускании. Такая задвижка дольше сохраняет герметичность, меньше изнашивается и реже заклинивает.
- Упругий — в ней используются диски, соединенные друг с другом с помощью пружины. Эта конструкция проще двухдисковой, однако не так хорошо подстраивается под седло по мере износа. Такая арматура дешевле в производстве, поэтому на нее устанавливают меньшую цену для конечных покупателей.
Параллельные
Конструктивно этот тип арматуры похож на клиновые модели. Она состоит из двух параллельных дисков, расположенных в корпусе рядом друг с другом. При перекрытии потока они воздействуют на клиновой грибок, который прижимается к уплотнителю седла.
Шиберные
Арматура с одним диском, который имеет плоскую форму. Чаще всего нижняя часть затвора острая, чтобы при закрывании рассекать волокнистые включения в потоке транспортируемой среды. Это необходимо для канализационных трубопроводов и других подобных инженерных сетей. Минус этой модели в том, что они не так плотно закрывают поток, возможны подтекания.
Шланговые
Существенно отличаются от других видов запорной арматуры. В шланговых моделях нет традиционного затвора. Внутри корпуса установлен гибкий шланг, который передавливают при проворачивании маховика. Эти задвижки применяют в трубопроводах, по которым протекает очень агрессивная среда. Она изолируется от корпуса шлангом, благодаря чему увеличивается срок службы механизма.
Конструктивные особенности штоков
Для перемещения запора внутри задвижки используется шпиндель, вкрученный в гайку внутри корпуса. При его вращении происходит поступательное движение вверх или вниз, за счет чего двигается и запорный элемент.
Производители предлагают такие виды конструкций:
Выдвижной
В задвижках с выдвижным штоком при вращении он поднимается и выходит за пределы корпуса. Благодаря этому исключается контакт этой детали с транспортируемой средой. Такая арматура служит дольше и подходит для эксплуатации в условиях высоких температур. Механизм вращения прост, легко обслуживается.
Главный минус выдвижных штоков — большие габариты. В открытом состоянии металлическая деталь выдвинута далеко за корпус, поэтому для установки арматуры нужно много свободного пространства.
Невыдвижной
У таких моделей шток располагается внутри корпуса. При вращении он остается на месте, а затвор перемещается по нему благодаря резьбе. Двигается не стальной штырь, а надетая на него гайка. Благодаря этому сама арматура имеет меньшие размеры, ее легче установить в ограниченном пространстве.
Однако модели с невыдвижным штоком менее надежны, так как транспортируемая среда попадает на механизм и может вывести его из строя. Кроме того, обслуживаемые узлы скрыты, что усложняет смазку и замену уплотнителей.
Итоги
Выбирать задвижку для трубопровода необходимо на основе проекта инженерной сети, составленной по результатам расчетов. К проекту обычно прилагается спецификация, в которой указаны характеристики запорной арматуры. Для выбора нужной задвижки — обратитесь к менеджеру отдела продаж.
В интернет-магазине kran-klapan.ru большой выбор запорной арматуры для ваших проектов — дисковые затворы с пневмоприводом, дисковые затворы с электроприводом, краны, клапаны и многое другое.